Алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий

Алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий

В целях реализации Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2022 г. № 701 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2017 г. № 451», Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  21 ноября 2022 г. № 796,  в государственном учреждении образования «Специальная школа №1 г.Бреста» (ул. Советская 78, ул. Куйбышева ) , при необходимости оказывается ситуационная помощь инвалидам.  Инвалиду, сопровождающему его лицу с целью получения какой-либо услуги или информации, предоставляемой учреждением, рекомендуется предварительно сообщить об этом работнику учреждения по телефону 25-06-96, 51-14-29. При обращении необходимо указать характер и объем требуемой ситуационной помощи. 

В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в учреждение инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи обеспечено:

  1. Выделение на стоянке учреждения специального парковочного места для

автотранспорта инвалидов;

  1. Оборудование зданий и сооружений элементами доступности: (пандусы, поручни, широкие дверные проемы и др.) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
  2. Наличие в учреждении технических средств, позволяющих передвигатьсявнутриздания (лифт).
  3. Наличие сан. узла для инвалидов-колясочников с сенсорной сушилкой для рук, поручнями, кнопкой «Вызов». 

Действия сотрудников, педагогов при оказании ситуационной помощи в соответствии с инвалидностью. 

1) Ситуационная помощь инвалиду, передвигающемуся на коляске, костылях

Вахтер ГУО «Специальная школа №1 г. Бреста»:

- выходит, на улицу, открывает входные двери;

- узнает цель посещения;

- оказывает помощь при входе в здание;

- сообщает руководителю учреждения образования о посещении клиента с ограничением передвижения;

- если клиент предварительно записан, сопровождает до кабинета;

Директор  ГУО «Специальная школа №1 г. Бреста»:

- сопровождает клиента до выхода;

- оказывает помощь при выходе из учреждения образования. 

2) Ситуационная помощь инвалиду с поражением опорно-двигательного аппарата

Вахтер ГУО «Специальная школа №1 г. Бреста»:

- встречает инвалида;

- узнает цель посещения;

- оказывает помощь при входе в здание;

- сообщает руководителю о посещении клиента с ограничением передвижения, сопровождает в кабинет для решения вопроса;

Директор  ГУО «Специальная школа №1 г. Бреста»:

- оказывает помощь клиенту в заполнении документов;

- по окончании приема сопровождает получателя услуг до выхода;

- оказывает помощь при выходе из учреждения образования. 

Памятка для сотрудников, педагогов учреждения образования

При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении необходимо помнить:

  • Инвалидная коляска - неприкосновенное  пространство  человека.  Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида -то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
  • Всегдаспрашивайте, нужна  ли  помощь,  прежде  чем  оказать  ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь. Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
  • Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно.

Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

  • Всегдалично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
  • Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном

уровне.  Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

  • Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы

человек имел возможность принимать решения заранее.

  • Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться. 

Ситуационная помощь инвалиду (слепой и слабовидящий ограничен в ориентации)

Вахтер ГУО «Специальная школа №1 г. Бреста»: 

- встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание);

- узнает цель посещения;

- открывает входные двери;

- помогает войти в здание;

- сопровождает клиента в кабинет руководителя УО для решения вопроса (возможно с поддержкой под локоть);

Директор  ГУО «Специальная школа №1 г. Бреста»:

- по необходимости оказывает помощь при ориентации в кабинете; при необходимости приглашает другого специалиста для консультирования клиента в передвижении по кабинетам, поддерживая его под локоть;

- по окончании приема сопровождает получателя услуг до выхода;

- оказывает помощь при выходе из учреждения образования. 

  1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Г» (инвалид глухонемой или глухой)

Дежурный сторож  ГУО «Язненская средняя школа»:

- встречает инвалида;

- узнает цель посещения;

- сопровождает и помогает ориентироваться (вход/выход);

- во время пребывания инвалида в учреждении образования сопровождает инвалида по территории учреждения, знакомит с письменной информацией о проводимых в учреждении образования мероприятиях;

-сообщает руководителю учреждения образования о клиенте, сопровождает в кабинет для решения вопроса;

Руководитель ГУО «Язненская средняя школа»:

- оказывает помощь в заполнении документов;

- по окончании приема сопровождает клиента до выхода;

 - оказывает помощь при выходе из учреждения образования.

Ситуационная помощь инвалиду ограниченному в общении и контроле за своим поведением

Дежурный сторож  ГУО «Язненская средняя школа»:

- встречает инвалида;

- узнает цель посещения;

- сопровождает и помогает ориентироваться (вход/выход);

- сообщает руководителю учреждения образования о клиенте, сопровождает в кабинет для решения вопроса;

Руководитель ГУО «Язненская средняя школа»:

- оказывает помощь в заполнении документов;

- по окончании приема сопровождает клиента до выхода;

 - оказывает помощь при выходе из учреждения образования. 

ОСНОВНЫЕ КОДЫ КАТЕГОРИЙ ИНВАЛИДОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ:

  • Код  «В»

-инвалид  передвигается  в  коляске  (нуждается  в  помощи посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома).

  • Код  «С»

-инвалид  слепой  и  слабовидящий  ограничен  в  ориентации

(нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала) вне дома).

  • Код «Е»

-инвалид ограничен в самообслуживании (безрукий либо не

действует  руками,  нуждается  в  помощи  посторонних  лиц  (персонала)  в

самообслуживании и других ручных действиях вне дома).

  • Код «К»

-инвалид слепоглухой, значительно ограничен в ориентации

(нуждается в сопровождении лицом, осуществляющим помощь вне дома; при формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) вне дома).

  • Код  «М»

-инвалид  глухонемой  или  глухой  (при  формальных

взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах

посторонних лиц (персонала)и в предоставлении индукционной петли)

  • Код «Н»

-инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением

(составляют  инвалиды  с  выраженными  (тяжелые  проблемы)  нарушениями умственных функций). 

Ситуационная помощь инвалиду с кодом «В».

Санитарка   первого этажа или лифтер выходит на улицу, открывает входные двери. Оказывает помощь при входе в здание.

(Пациенту на  костылях предоставляет (при  необходимости) кресло-коляску, оказывает помощь при перемещении в кресло-коляску.

2.Сообщает старшей медицинской сестре  отделения профилактики  о посещении

пациента с ограничением передвижения. Оказывает помощь при передвижении пациента на кресле-коляске по пандусу в фойе здания. Оказывает помощь при выходе из здания.

Старшая медицинская сестра  отделения профилактики:

1.Узнает о цели посещения.

2.Дает указания санитарке( лифтеру)  по дальнейшему маршруту сопровождения  пациента.

Санитарка (лифтер):

1.Помогает раздеться в гардеробе.

2.Сопровождает пациента в регистратуру для оформления документов и

далее  при передвижении пациента до кабинета(при необходимости).

3.По окончании приема сопровождает пациента до гардероба.

4.Оказывают помощь при одевании и раздевании.

5.В  случае  необходимости  консультации  другого  специалиста  или

посещения диагностических кабинетов (R-кабинет, ЭКГ, лаборатория и др.)

санитарка (лифтер)   оказывает  помощь  при  передвижении  внутри  здания, сопровождает пациента до кабинета (при необходимости) 

СПРАВОЧНО:

Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С».

Санитарка первого этажа(лифтер) встречает слепого инвалида.

1.Помогает войти в здание.

2.Берет пациента под локоть и сопровождает до гардероба, помогает раздеться.

3.Сообщает медицинской сестре старшей отделения профилактики.

Старшая медицинская сестра отделения профилактики:

1.Выясняет цель, причину посещения.

2.Поручает санитарке ( лифтеру)  сопроводить  пациента в регистратуру для оформления документов и сопровождения при передвижении пациента до кабинета (при необходимости).

Санитарка(лифтер):

1.Оказывает помощь при ориентации в кабинете.При необходимости консультации другого специалиста или проведения  обследования, сопровождает  инвалида  в передвижении  по кабинетам, придерживая его под локоть (при необходимости).

2.По окончании приема сопровождает пациента до гардероба.

3.Помогают при одевании и раздевании. 

СПРАВОЧНО:

При общении с незрячими людьми или людьми, имеющими плохое зрение

необходимо помнить:

  • Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего

около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета.  Все это надо выяснить и учитывать при движении.Предлагая свою помощь, направляйте человека.

  • Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
  • Если это важный документ, не нужно для убедительности давать его

потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен  подписать  документ,  прочитайте  его  обязательно.  Инвалидность  не освобождает слепого человека от ответственности,обусловленной документом.

  • Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не

видит, а не к его зрячему компаньону.

  • Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также

остальных присутствующих.

  • Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а

направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности егоруку,а  дайте  ему  возможность  свободно  потрогать  предмет.  Если  вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

  • Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз

называть того, к кому вы обращаетесь.

  • Не  заставляйте  вашего  собеседника  вещать  в  пустоту:  если  вы

перемещаетесь, предупредите его.

  • Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека

это означает «видеть руками», осязать.

  • Избегайте расплывчатых  определений  и  инструкций,  которые  обычно

сопровождаются жестами.

  • При  спуске  или  подъеме  по  ступенькам  ведите незрячего перпендикулярно к ним, передвигайтесь на лифте. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Е».

Инвалидам с кодом «Е» необходимо оказывать помощь при всех действиях, выполняемых руками.

Санитарка первого этажа(лифтер):

1.Встречает пациента на улице (на входе в здание).

2.Открывает и закрывает входные двери.

3.Приглашает медицинскую сестру старшую отделения профилактики.

4.Оказывает помощь при выходе из здания.

Старшая медицинская сестра:

1.Выяснеят причину  и цель посещения

2.Поручает санитарке( лифтеру) сопроводить  пациента в регистратуру для оформления документов и  дальнейшее сопровождение  при передвижении пациента д окабинета(при необходимости).

3.Санитарка( лифтер) при необходимости консультации другого специалиста или посещения диагностического кабинета, сопровождает пациента до кабинета (при необходимости).

4.Оказывает помощь при одевании в гардеробе.

Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К».

При посещении учреждения инвалидам с кодом «К», ситуационная помощь оказывается  сопровождающим  их  лицам  сотрудником  учреждения  при возникающих затруднениях:

-сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);

-ознакомление с расположенной в учреждении информацией;

-помощь в заполнении документов (уточнить информацию)

Ситуационная помощь инвалиду с кодом «М».

При  посещении учреждения  пациент с  кодом  «М»  обращается  с сопровождающим лицом.Во  время  пребывания пациента в  учреждении сопровождающий сопровождает по территории учреждения, знакомит с письменной информацией о проводимых в учреждении мероприятиях.

При отсутствии сопровождающего старшая медицинская сестра отделения  профилактики знакомит пациента с письменной  информацией  о  порядке  оказания  медицинской помощи, осуществляет помощь при записи на прием.

Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Н».

При посещении учреждения пациента с кодом «Н» ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам помощником врача учреждения при возникающих затруднениях:

-сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);

-ознакомление с расположенной в учреждении информацией;

-помощь в заполнении документов (уточнить информацию)