Рекомендации эмоционального контакта с ребёнком с аутистическими нарушениями

Рекомендации по установлению эмоционального контакта с ребёнком с аутистическими нарушениями

 

Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Поэтому обучение этих детей коммуникативным поведенческим паттернам в значительной мере способствует преодолению их трудностей в процессе социализации.

Участие родителей, воспитывающих ребёнка с РДА, в работе по вовлечению его во взаимодействие с окружающими  является залогом успешного формирования социально адаптированной личности. Эффективная форма работы с родителями – консультирование. В данной статье представлены принципы и содержание работы взрослого по установлению контакта с ребёнком с РДА, описаны методы, позволяющие организовать определённым образом деятельность детей.

Собранный материал может использоваться педагогами и родителями для выработки совместной стратегии взаимодействия с ребёнком с РДА, направленной на формирование социального поведения и в последующем - навыков диалогической речи. Предложенный материал будет способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам включения ребёнка в социальное взаимодействие.

 

На первом этапе работы по установлению эмоционального контакта необходимо помнить, что для того, чтобы привлечь внимание ребёнка с РДА, и  в то же время не напугать его, взрослый должен быть благожелательным, заинтересованным и помнить о пяти «НЕ»:

  • не говорить громко;
  • не делать резких движений;
  • не смотреть пристально в глаза ребёнку;
  • не обращаться прямо к ребёнку;
  • не быть слишком активным и навязчивым.
  1. Для установления контакта с ребёнком с РДА необходимо найти подход, адекватный имеющимся у него возможностям, и вызвать его на взаимодействие со взрослым на доступном в данный момент уровне. Общение строится на поддержании простейших, пусть даже не соответствующих возрасту аффективных проявлений и стереотипных действий ребёнка посредством игры. Например: ребёнок машет руками – взрослый организует игру «Птички летят»; ребёнок бегает по кругу – игра «Догоню» и т. д.

Для организации начальных этапов общения взрослому рекомендуется спокойно, но увлечённо заниматься чем-то, что может привлечь внимание ребёнка, например, раскрашивать картинку, пересыпать мозаику и т. д.   

Вначале требования взрослого к ребёнку должны быть минимальны. Успехом можно считать уже то, что ребёнок согласился быть рядом, подключился к действиям как пассивный участник. Если ребёнок не выполняет задание, необходимо переключить его внимание на более лёгкую или приятную для него работу, не настаивая и не доводя до протеста или крика, затем вместе порадоваться удачному выполнению.

  1. Для поднятия эмоционального тонуса ребёнка организуются игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, солнечными зайчиками, воздушными шарами, мыльными пузырями. Моменты сенсорной аутостимуляции, привычные для детей с РДА (они часто сами проявляют влечение к свету, воде, музыке) усиливает в таких играх необходимый обучающий момент.
  2. Для уменьшения эмоционального дискомфорта необходимо постоянно контролировать эмоциональное состояние ребёнка. Одним из основных его показателей является моторика (степень скованности, зажатости ребёнка), а также сдавленность и громкость голоса, усиление стереотипных движений ребёнка.
  3. Чтобы смягчить страхи, организуются специальные игры, в которых подчёркивается безопасность ситуации, подавляются влияния страхов. Страхи можно предупреждать, объясняя ребёнку, что сейчас произойдёт, предваряя появление различных шумов. Зная об особенностях детей с РДА необходимо тщательно подбирать игрушки, книги, стихи, исключая то, что может эмоционально травмировать ребёнка.

На втором этапе работы по установлению эмоционального контакта с ребенком с РДА  необходимо помнить следующее.

  1. Для аутичных детей целенаправленная деятельность трудна. Они быстро пресыщаются, устают, отвлекаются даже от интересных и любимых занятий. Предупреждению этого способствует частая смена видов деятельности и учёт желания ребёнка взаимодействовать с педагогом.
  2. Содержательной стороной занятий с ребёнком с ранним детским аутизмом является деятельность, которую он любит, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, то есть исходно ориентация педагога направлена на интересы и пристрастия ребёнка. На начальных этапах обучения используются уже сформировавшиеся стереотипы ребёнка.
  3. В момент обучения взрослый стоит позади ребёнка, оказывая незаметную необходимую помощь, создавая у ребёнка ощущения самостоятельного выполнения действия и положительно их комментируя. По мере увеличения активности ребёнка необходимо убирать свои руки, подталкивать руки ребёнка по направлению к выполнению того или иного действия (например, пальчиками найти петлю в пальто, пуговицы на нём).
  4. Ребёнка надо постоянно хвалить, но похвалу необходимо дозировать. За усвоенные действия достаточно одобрительного покачивания головой, поглаживания ребёнка по голове, а одобрительные слова переносить на те операции, которые ещё требуют освоения. Такие слова необходимо ограничивать, чтобы не вырабатывалась зависимость от словесной подсказки взрослого. В дальнейшем действия ребёнка должны быть самостоятельными.
  5. Необходимо учитывать, что неадекватная реакция ребёнка может означать его переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание и поведение ребёнка станет упорядоченным.
  6. Потребность постоянства окружающей обстановки или твёрдое следование привычке – специфическая особенность ребёнка с РДА. Поэтому необходимо чётко структурировать его жизнь, используя режимы и расписания. В такой работе особенно эффективны картинки, рисунки, фотокарточки, изображение занятия ребёнка в течение всего дня (приём пищи, сон, рисование, чтение, помощь маме...).