Психологическая подготовка родителей к выбору будущей профессии своих детей

Психологическая подготовка родителей к выбору будущей профессии своих детей (профессиональное самоопределение обучающихся с ОПФР)

Проблема профессионального самоопределения обучающихся с ОПФР – одна из сложнейших проблем в специальной психологии. Обучающиеся по адаптированным образовательным программам с раннего возраста нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Развитие адаптивности в условиях социума, формирование готовности к жизни в обществе требует усилий со стороны многих специалистов. Труд является одним из основных значимых факторов, способствующих интеллектуального развитию школьника. Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам нацелена не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на подготовку к самостоятельной жизни учеников, а также их профессиональную ориентацию.

Понятия «склонности», «интересы», «профессиональная направленность» следует рассматривать во взаимосвязи с другими свойствами личности учащихся и особенностями их психофизического развития. Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе. Специальные (коррекционные), реализующие адаптивные общеобразовательные программы школы стоят перед настоятельной необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей.

Сфера возможного приложения труда умственно отсталых детей носит относительно ограниченный характер. Однако это не означает, что коррекционная школа не может выполнить своей основной социальной задачи - подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Содержание профессионального обучения умственно отсталых учащихся должно соответствовать их склонностям и возможностям.

Далеко не все выпускники коррекционной школы работают по полученной в школе профессии, так как часто проявляется несоответствие между уровнем профподготовки учащихся и требованиями современного производства. Часть выпускников не выдерживает ритма и темпа работы, не умеет войти в коллектив, найти в нем свое место.

Учащиеся коррекционных школ овладевают многими специальностями. Так, например, они под руководством школы выбирают профессию столяра, слесаря, швеи, сапожника, строителя. Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.

Как известно, для умственно отсталых школьников характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, слабость волевых усилий, отсутствие умения преодолевать трудности и использовать свои физические ресурсы. Особенно резкие колебания работоспособности наблюдаются у детей-травматиков и у детей с текущим заболеванием центральной нервной системы. У умственно отсталых школьников встречаются такие сопутствующие дефекты, как снижение слуха, зрения, парезы и т. д.

При осуществлении профотбора и профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся следует учитывать не только их физическое состояние, но и особенности психического развития (память, внимание, речь, мышление, эмоционально-волевую сферу и т. д.). В целом у умственно отсталых отмечается качественное снижение уровня развития психики по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Своеобразие психического развития обусловлено особенностями высшей нервной деятельности. У умственно отсталых детей отмечается нарушение основных свойств нервных процессов - силы, подвижности и уравновешенности. Условные связи формируются медленно, они непрочны, косны и слабо дифференцированы. Нарушено взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

По мере развития и обучения у учащихся специальной (коррекционной) школы дефекты психофизического развития поддаются коррекции и определенной компенсации. Вследствие этого уровень профессиональной дееспособности умственно отсталых несколько повышается. Учитель технологии должен изучать склонности умственно отсталого школьника, его тяготение, стремление к определенному роду занятий и формировать соответствующую профессиональную направленность с учетом объективных возможностей включения выпускников в профессиональную деятельность.

Имеющиеся исследования дают возможность раскрыть динамику профессиональных склонностей учащихся специальной (коррекционной) школы в различные возрастные периоды под влиянием целенаправленного педагогического воздействия.

Профессиональная подготовка как условие и средство включения в трудовую жизнь является первым этапом профессиональной адаптации. Профориентация умственно отсталых подростков в условиях специализированных школ организована с учетом следующих позиций.

 при организации работы с ребенком, имеющими особенности здоровья:

  • позиция родителей;
  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • поддержка со стороны педагогов;
  • знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей
  • информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;
  • поддержка со стороны педагогов.

Формы и методы профессионально ориентационной работы с учащимися.

Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, достаточно многообразны:

  • профессионально – ориентационные беседы;
  • занятия в кружках, мастерских;
  • экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
  • встречи со специалистами;
  • участие в «днях открытых дверей»;
  • участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
  • использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.

Профориентация представляет собой комплекс целенаправленных мероприятий: медицинских, психологических, психофизиологических, социально-педагогических, направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка труда. Этот процесс, начинающийся еще в дошкольном возрасте, складывающийся из нескольких этапов и форм. Они имеют определенную хронологическую последовательность, в их ходе преследуется решение различных задач и, соответственно, использование различных методических приемов профориентации, что требует привлечение разных специалистов. При этом важно, что шаговый принцип, определенная последовательность этапов профориентации имеет не формальную, а смысловую обусловленность, так как успешность решения профориентационных задач на её начальных этапах предполагает возможность постановки последующих профориентационных задач и, соответственно, возможность их эффективного решения.

Традиционно выделяют следующие задачи профессиональной ориентации:

  • профессиональная информация;
  • профподбор, подбор доступных по состоянию здоровья и психологическому статусу профессий и видов труда;
  • трудовое профессиональное воспитание;

Во-первых, профориентация – достаточно длительный процесс, в ходе которого решаются проблемы адекватного профессионального самоопределения, профвыбора.

Во-вторых, необходимая системность, комплексность процесса профориентации в значительной степени обеспечивается включением средств медицинского, психофизического, психологического, педагогического характера.

В-третьих, продолжительность процесса профориентации, его содержательная разноплановость предлагают различные этапы, направления, которые связаны со спецификой актуальных профориентационных задач и используемых для их решения средств.

В-четвертых, своеобразие профориентации определяется спецификой контингента профориентируемых и конкретных условий её реализации (в данном случае речь идет о детях с нарушением интеллекта, обучающихся во вспомогательных школах).

Таким образом, организационный аспект профориентации детей с умственной отсталостью в условиях специализированных школ включает:

  • выделение этапов процесса профориентации и определение профориентационных задач, решаемых на каждом из них;
  • определение основных методических приемов профориентации, адекватных её актуальным задачам на выделенных этапах;
  • определение путей и средств взаимодействия между различными специалистами и учреждениями, принимающими участие в профориентации;
  • анализ фактических условий работы коррекционных школ в аспекте профориентации.

Рекомендации родителям детей с ОПФР:

  • выявите интересы и склонности Вашего ребёнка;
  • познакомьте его с миром профессий;
  • дайте ему право выбора;
  • обеспечьте ему возможность увидеть или попробовать себя в профессии;
  • не возвышайте и не принижайте представителей разных профессий, пусть ребёнок получит убеждение о том, что "работы всякие нужны, работы всякие важны".

 

Рекомендации педагогам для проведения консультирования родителей в выборе будущей профессии своих детей

 

  • Умение проявлять эмпатию, рефлексию, принятие.
  • Толерантность по отношению к лицам с ОПФР, их надеждам, страхам и личностным затруднениям;
  • Готовность к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами).
  • Индивидуальный подход к выбору профессии каждого ученика.

 

Преподносить информацию нужно начинать с позитивных моментов для того, чтобы эмоционально расположить родителей к восприятию информации об ограничениях в сфере выбора профессий.

Информация, которая может вызвать негативные эмоции и чувства, необходимо помещать в середине общения.

Необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям ребенка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями.

Родитель должен осознавать перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности своего ребенка.